Энергосберегающая викторина

Сценарий проведения викторины

Участники викторины заранее разбиваются на 2 команды, придумывают себе название (игра может проходить между классами/ группами и т.п.).

Также формирование команд может проходить непосредственно перед началом проведения викторины. Варианты распределения участников на на команды:

1.     Необходимо распечатать 2 фотографии и разрезать их (варианты фотографий: региональные энергетические объекты, оборудование, фото известных деятелей). Общее количество кусочков фотографий должно совпадать с количеством учащихся. Затем разложить порезанные кусочки фото на стол, предварительно перевернув изображением вниз и перемешать их. Каждый участник должен взять один элемент. Те дети, элементы которых соединились в одну картину, являются участниками одной команды.

2.     Предложить участникам по очереди называть полюсность: «плюс, минус, плюс, минус …», то есть, кто назовёт «плюс», будет участником первой команды, кто назовет «минус», будет участником второй команды.

I раунд: «Энергетика страны».

1.     Задание

Вспоминаем аббревиатуры электростанций. На экране или большом ватмане показываются аббревиатуры, командам необходимо расшифровать их. Кто первым справился — получает 5 баллов, кто второй — 3 балла. Если команды выполнили задание одновременно, то получают высший бал сразу две команды.

Для готовности командам можно дать время 1- 5 минуты.

Аббревиатуры электростанций и их расшифровка

·        Атомные электростанции (АЭС)

·        Тепловые электростанции (ТЭС)

·        Гидроэлектрические станции (ГЭС)

·        Ветроэлектростанции (ВЭС)

·        Солнечные электростанции (СЭС)

·        Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ)

·        Государственная районная электростанция (ГРЭС)

·        Автономная электростанция (АЭС)

2.     Задание

Участники перед собой видят карту России. (Карту можно распечатать на принтере, затем на нее нанести цветовое разделение регионов с названиями.)

У каждой команды находится список известных электростанций России. Командам необходимо назвать и показать на карте или, при возможности, указать кружочком место расположения объекта.

Если команда указала все сразу электростанции правильно, то получает 10 баллов, но если при ответе необходимо ведущему давать подсказки (указаны ниже), то «стоимость» каждой подсказки «-1» балл.

Для готовности командам можно дать время 1- 5 минуты.

Вариант для 1 команды: Ответ  (регион, где располагается станция) Вариант для 2 команды: Ответ (регион, где располагается станция)
1 Саяно-Шушенская ГЭС Республика Хакасия 7 Братская ГЭС Иркутская область
2 Балаковская АЭС Саратовская область 8 Билибинская АЭС Чукотский автономный округ
3 Белоярская АЭС Свердловская область 9 Калининская АЭС Тверская область
4 Дягилевская ТЭЦ Рязанская область 10 Губкинская ТЭЦ Белгородская область
5 Шатурская ГРЭС Московская область 11 Новомосковская ГРЭС Тульская область
6 Маркинская ВЭС Ростовская область 12 ВЭС Тюпкильды Республика Башкортостан

Примеры подсказок командам для определения региона размещения станции, в случае, если участники затрудняются с ответом:

1.     Республика Хакасия (Саяно-Шушенская ГЭС). Подсказки: это — Республика. Регион расположен в Сибирском федеральном округе. Граничит с Кемеровской областью, Красноярским краем, Республикой Тывой и Республикой Алтай.

Показать: флаг и герб.

Столица региона — город Абакан

2.     Саратовская область (Балаковская АЭС). Подсказки: входит в состав Приволжского федерального округа. На юге граничит с Волгоградской областью, на западе — с Воронежской и Тамбовской областями, на севере — с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница России с Казахстаном. Общая протяжённость границ составляет свыше 3500 км.

Показать: флаг и герб.

Юрий Гагарин в этом регионе учился в индустриальном техникуме, который окончил с отличием.

3.     Свердловская область (Белоярская АЭС). Подсказки: входит в состав Уральского федерального округа. Граничит на западе с Пермским краем, на севере с Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Тюменской областью, на юге с Курганской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан.

Показать: флаг и герб.

В столице данной области родился и жил Владимир Высоцкий

4.     Рязанская область (Дягилевская ТЭЦ). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Граничит: на севере с Владимирской областью, на северо-востоке — Нижегородской областью, на востоке — Республикой Мордовия, на юго-востоке — Пензенской областью, на юге — Тамбовской и Липецкой областями, на западе — с Тульской областью и на северо-западе — с Московской областью.

В области родился Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский — русский и советский изобретатель, основоположник теоретической космонавтики.

Показать: флаг и герб.

5.     Московская область (Шатурская ГРЭС). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Граничит на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке и востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской, в центре — с городом федерального значения Москвой. Показать: флаг и герб.

6.     Ростовская область (Маркинская ВЭС). Подсказки: входит в состав Южного федерального округа. На востоке граничит с Волгоградской областью, на севере — с Воронежской, на юге — с Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкия, на западе — с Донецкой и Луганской областями.

Показать: флаг и герб.

7.     Иркутская область (Братская ГЭС). Подсказки: входит в состав Сибирского федерального округа. Граничит на западе с Красноярским краем, на северо-востоке с Якутией, на востоке с Забайкальским краем, на востоке и юге с Бурятией, на юго-западе с Тувой.

Показать: флаг и герб.

8.     Чукотский автономный округ (Билибинская АЭС). Подсказки: это — Автономный округ. Располагается в Дальневосточном федеральном округе. Граничит с Якутией, Магаданской областью и Камчатским краем. На востоке имеет морскую границу с США.

Показать: флаг и герб.

9.     Тверская область (Калининская АЭС). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Смоленской и Псковской областями.

Показать: флаг и герб.

10.  Белгородская область (Губкинская ТЭЦ). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Расположен в юго-западной части России в 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной.

Показать: флаг и герб.

11.  Тульская область (Новомосковская ГРЭС). Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа Граничит: на севере и северо-востоке — с Московской, на востоке — с Рязанской, на юго-востоке и юге — с Липецкой, на юге и юго-западе — с Орловской, на западе и северо-западе — с Калужской областями.

Показать: флаг и герб

12.  Республика Башкортостан (ВЭС Тюпкильды). Подсказки: это — Республика. Входит в состав Приволжского федерального округа. Граничит с Пермским краем, Свердловской, Челябинской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой.

Показать: флаг и герб.

II раунд: «Чемпион энергосбережения»

Продолжительность раунда: 10 минут

Участвует в раунде по 1 человеку из команды, который выбирается другими участниками команды. Участник должен ответить на 10 вопросов. В данном конкурсе команда может заработать 20 баллов, каждый вопрос имеет свой собственный балл и четыре варианта ответа.

Ведущий задает вопросы по порядку, участник должен отвечать, если ответ будет неверным – команда завершают свое участие в раунде. У участника есть возможность один раз воспользоваться советом команды и один раз ведущий убирает два неправильных варианта ответа.

 

 

Вариант для 1 команды

Вариант для 2 команды

№ вопроса

Количество баллов за правильный ответ

Вопрос и варианты ответа (зеленым отмечен правильный ответ)

№ вопроса

Количество баллов за правильный ответ

Вопрос и варианты ответа

1 1 балл

 

 

Какой из этих источников энергии является возобновляемым:

·         Уголь

·         Газ

·         Ветер

·         Нефть

1 1 балл

 

Назовите единицу измерения электрической мощности?

·  Килоджоуль (Кдж)

·  Километр (км)

·  Киловатт (Квт)

·  Мегобайт (Мб)

2 2 балла

 

Какая из ламп наименее эффективна?

·       Лампа накаливания

·       Люминесцентная лампа

·       Светодиодная лампа

·       Ртутная лампа

2 2 балла

 

Какая из ламп наиболее эффективна?

·  Лампа накаливания

·  Люминесцентная лампа

·  Светодиодная лампа

·  Ртутная лампа

3 3 балла

 

Что из перечисленного не является способом экономии тепла в квартире:

·  Установка теплорегуляторов на батареях.

·  Утепление окон.

·   Установка энергосберегающих окон.

·  Регулярно открытые окна

3 3 балла

 

Какой из показателей обозначаем самый высокий класс энергоэффективности бытового прибора?

·        Класс A

·        Класс B

·        Класс C

·        Класс D

4 4 балла

 

Английская аббревиатура, которая используется для обозначения термина «светодиод»:

·   LED

·   ABC

·   USA

·   BBC

4 4 балла

 

Период времени суток, когда населению предоставляется наибольшая скидка за потребление электроэнергии при установке многотарифного счетчика:

·        07.00-10.00

·        10.00-17.00

·        21.00-23.00

·        23.00-07.00

5 10 баллов

 

Во сколько раз современная светодиодная лампа эффективней лампы накаливания?

·   В 1,5 – 2 раза

·   В 3 — 5 раз

·   В 7 -10 раз

·   В 15 -20 раз

5 10 баллов

 

На каких видах станций вырабатывается больше всего электроэнергии в России:

·         Гидроэлектростанции

·         Атомные электростанции

·         Теплоэлектростанции

·         Солнечные электростанции

III раунд: «Факты, цифры, даты»

Продолжительность раунда: 5-7 минут

Командам необходимо ответить на вопросы, которые вслух произносит ведущий либо, которые напечатаны на листе. В каждом вопросе ответ – это цифра или дата. Участникам дается подсказка – таблица с цифрами. Каждая цифра — это правильный ответ на вопрос. Таблица находятся на распечатанном листе у команды или дана на экране.

За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Количество правильных ответов равно количеству баллов, которые получит команда за данный конкурс.

Вариант вопросов и таблица с ответами для команды №1

261

1600

1881

350

100

746

4

1809

300

261 – ??? номер закона Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

100  –  На продажу какой мощности ламп накаливания действует запрет в России? Свыше ??? Вт.

1809 — Работа над первыми лампами накаливания проходила независимо, в разных странах и в разное время. Первые опыты были проведены англичанином Деларю в ??? году, когда ему удалось сконструировать самый первый прибор, оснащенный платиновой нитью.

300 — Электричество движется со скоростью ??? 000 (тысяч) км/ч.

4 — Первая батарейка в ??? вольта была найдена в Египте, и состояла она из медного цилиндра и вложенного в него железного стержня. В цилиндр заливалась жидкость, но стержень при этом не прикасался к стенкам сосуда.

1881 В ??? г. немецкий инженер Ф. Уппенборн изобрел электромагнитный прибор с эллиптическим сердечником, а в 1886 г. он же предложил электромагнитный прибор с круглой катушкой и двумя цилиндрическими сердечниками.

350 — Главной особенностью электрического сома является наличие электрических органов, расположенных по всей поверхности тела, непосредственно под кожей. Они составляют 1/4 массы сома. Средний по размерам сом (50 см) способен вырабатывать напряжение, достигающее ??? В.

1600 — Термин «электричество» (с английского «electricity») придумал медик королевы Елизаветы Уильям Гилберт. Впервые это слово было использовано им в труде, посвященном опытам с наэлектризованными телами – «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле», изданном в ??? году.

746 — До момента оглашения ватта как единицы измерения мощности на Втором Конгрессе Британской Научной ассоциации в 1882 году, для расчетов использовались лошадиные силы (одна лошадиная сила была равна ??? ватт).

Вариант вопросов и таблица с ответами для команды №2

2009

44

1826

300

1876

1880

600

220

1

2009 – ??? год подписания закона Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

1876 — В каком ??? году была построена первая электростанция (блок-станция) в России на Сормовском машиностроительном заводе для питания осветительных установок?

220 — Стандартное напряжение в российских бытовых электросетях??? вольт.

 1 — Если сила тока в проводнике составляет 1 Ампер, это означает, что за 1 секунду он пропускает заряд электричества, равный ??? Кл (кулон).

600 — Электрический угорь может ударить с силой тока ??? вольт.

1826  — Эмпирический физический закон, определяющий связь электродвижущей силы источника (или электрического напряжения) с силой тока, протекающего в проводнике, и сопротивлением проводника, установлен Георгом Омом в??? году и назван в его честь.

300 — На Земле существует больше ??? видов электрических рыб.

1880 — В далекие ??? -е была «война токов» между Томасом Эдисоном (который придумал постоянный ток) и Никола Тесла (который открыл переменный ток). Оба хотели, чтобы их системы широко использовались, но победил переменный ток, за простоту получения, больший КПД и меньшую опасность.

44 — Каждый год на нашей планете происходит около ??? 000 (тысяч) гроз.

IV раунд: «Энергоаудит»

Продолжительность раунда: 10 минут

Командам предстоит ознакомиться с отчетами главных энергетиков социального учреждения и сетевого комплекса по проведенным в течение года мероприятиям в рамках энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Задача команд – найти в отчете мероприятия, которые способствуют энергосбережению и обосновать их (что дает каждое мероприятие для энергосбережения и повышения энергоэффективности).

Задание для команды №1 (прим.: зеленым отмечены правильные ответы)

Отчет Петрова Петра Алексеевича – главного энергетика детского сада «Солнышко»

1.    Установлены энергосберегающие лампы для внутреннего и наружного освещения.

2.    В открытых коридорах постелены ковры.

3.    Установлены светорегуляторы, датчики движения.

4.    Утеплены окна.

5.    Двери облегчены, убран утеплитель.

6.    В учебных классах окна завешены плотными шторами.

7.    Утеплены стеновые конструкции.

8.    Заключен энергосервисный контракт.

9.    На всех подоконниках установлены цветы с высокой и пышной листвой.

10.                       Установлены инфракрасные обогреватели в помещениях с высотой потолков выше 3–4 метров.

11.                       В центре зала установлены три дополнительные опоры, выкрашены в синий цвет.

12.                       Отключается часть освещения в помещениях, где нет людей на время занятий, обеденного перерыва или послеобеденного сна.

13.                       Установлены теплоотражающие экраны за батареями.

14.                       Заключены контракты на поставку воды

15.                       Закуплено энергоэффективное оборудование, техника и посуда в столовой.

16.                       Стены покрашены в светлые цвета.

17.                       К основному зданию подстроен спортивный зал.

18.                       Производится постоянная очистка от пыли светильников, плафонов и окон.

19.                       Проведена разъяснительная работа с сотрудниками учреждения по энергосбережению.

20.                       На втором и третьем этажах на лестничных площадках обновлены перила. Установлены перила из красного дуба.

Задание для команды №2

Отчет Васечкина Василия Алексеевича – главного энергетика сетевого комплекса № 15

1.    Установлена система энергосберегающего освещения на подстанциях.

2.    Закуплены 15 вездеходов для электротехнического персонала.

3.    Применены режимные мероприятия: регулирование напряжения в сети, отключение избытков установленной мощности.

4.    На объектах используются реклоузеры.

5.    Осуществляется контроль за выполнением графиков осмотра электрооборудования.

6.    Используются устройства компенсации реактивной мощности.

7.    Заменены оголенные провода на самонесущий изолированный провод.

8.    Выполнение на регулярной основе текущих ремонтов электрооборудования.

9.    Выполнение планово-предупредительных ремонтов электрооборудования.

10.                       Внедрена автоматизированная система управления режимами работы электрической сети, автоматизация диспетчеризации сети (АСУ ТП).

11.                       Проведены дни открытых дверей для учащихся старших классов средней образовательной школы на объектах комплекса.

12.                       Проведены мероприятий по борьбе с воровством электроэнергии.

13.                       Установлены приспособления и оборудования, способствующие отбору тепла от трансформаторов для обогрева зданий распределительных устройств.

14.                       Для электротехнического персонала закуплена новая рабочая одежда в светлых тонах.

15.                       В помещениях утеплены двери.

16.                       Осуществлена покраска внешних стен подстанций в светлый цвет.

17.                        Внедрена система автоматическое закрывание внешних дверей на объектах комплекса

18.                       Проведены уроки по электробезопасности с не электротехническим персоналом.

19.                       Установлена систем подогрева приточного воздуха теплом от вытяжной вентиляции (при использовании электрокотлов).

20.                       Регулярное выполнение профилактических испытаний электрооборудования.

V раунд: «Энергосбережение будущего».

Продолжительность раунда: 10 минут

Командам выдаются ватманы, цветные карандаши, фломастеры. Участники должны нарисовать проект «Энергосбережения будущего». Они могут придумать энергосберегающие устройства и технику, которую используют в доме, на производстве в стране. Также школьники/студенты могут пофантазировать в области науки – что может быть изобретено через 100 или 50 лет. Свои проекты они потом презентуют ведущему и второй команде.

Рекомендуется командам по данному раунду присудить равное количество баллов, например — по 5 баллов.

Побеждает в викторине команда набравшая большее количество баллов за 5 раундов.